Особенности защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей


Лупа

Для правильной защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо владеть нормативно-правовой базой, регулирующей взаимоотношения между всеми участниками. Немаловажную роль играет юридическая грамотность заключаемых договоров, регулирующих права и обязанности сторон.

Финансово-хозяйственная деятельность предусматривает назначение проверочных мероприятий. Каждое из них проводится в рамках норм федерального и регионального законодательства.

Механизм назначения проверочных мероприятий

Государственные органы и здравый смысл призывают стороны самостоятельно искать точки соприкосновения. Законодательство предусматривает, что все аспекты взаимодействия регламентирует заключенный договор. Любые аспекты, не нашедшие своего отражения в подписанном документе, решаются в соответствии с федеральным или региональным законодательством. Если самостоятельно сделать это не удается, последнее слово остается за судебными органами.


В отдельную категорию выделяются случаи проверок ИП и юридических лиц. Существует немало примеров конфликтных ситуаций, возникающих между проверяющими и юридическими лицами. Согласно действующему законодательству, контрольное мероприятие проводится в 2 случаях.

Во-первых, когда имеется жалоба или обоснованное подозрение в нарушении норм федерального или регионального законодательства. В этом случае соответствующий государственный орган выполняет следующие действия:

  • формирование документа, где излагается суть предполагаемого нарушения или поступившей жалобы;
  • формирование комиссии с указанием ФИО и должностей;
  • указание списка материалов, которые потребует комиссия;
  • указание точного наименования ИП или юридического лица.

При назначении проверок юридических лиц всегда учитывается тяжесть совершенных правонарушений. Если в одних случаях с момента фиксации проступка до прихода контролирующих органов проходит несколько дней, то в других действия ревизора носят молниеносный характер. Второе возможно, когда действия или бездействие юридического лица несут угрозу жизни и здоровью людей.

Во-вторых, проверка юридических лиц и ИП осуществляется в рамках заранее утвержденного плана работы контролирующих органов. План носит открытый характер, и с ним можно ознакомиться на сайтах соответствующих ведомств. В случае планового прихода ревизоров юрлицо имеет возможность заранее подготовить необходимые документы и материалы. При этом необходимо помнить важный нюанс любых проверок.


Федеральное законодательство допускает внеплановые контрольные мероприятия, направленные на определения добропорядочности юрлица или ИП. Так называемые контрольные закупки – инструмент, часто используемый для контроля соблюдения норм налогового и административного права. Проводится контрольная закупка без предупреждения, поэтому юридическое лицо должно работать всегда в рамках закона.

Юридические основания для назначения ревизий

СовещаниеЗаконодательство установило исчерпывающий перечень причин, опираясь на которые проводится проверка деятельности ИП и юридических лиц. Начинает список контроль за иностранными инвестициями и за экономической концентрацией. Если первые 2 основания используются редко, проверка точно будет назначена в следующих случаях:


  • финансово-бюджетная сфера;
  • валютный контроль;
  • таможенный контроль;
  • портовый контроль;
  • уплата страховых взносов;
  • банковский и рыночный надзор;
  • проверка работы в рамках национальной платежной системы;
  • клиринговая деятельность;
  • азартные игры;
  • организация тендерных закупок;
  • проверка законности организации и проведения торгов;
  • предотвращение легализации средств, полученных преступным путем.

Вне зависимости от оснований, проведение контрольных мероприятий регламентируется некоторыми законодательными актами. В них разграничены полномочия федеральных и региональных контролирующих органов, а также указан список прав индивидуального предпринимателя. Выделяются следующие пункты:

  • преимущественно уведомительный порядок назначения и проведения проверок;
  • проверяемое лицо невиновно, если иное не доказано;
  • доступность материалов проверок для ИП и юрлиц;
  • минимальные препятствия для работы проверяемых;
  • информированность проверяемых обо всех аспектах проверок;
  • информированность юрлиц и ИП;
  • уведомление проверяемых обо всех обнаруженных нарушениях.

Ревизоры обязаны при документировании нарушения поставить в известность проверяемое лицо о его правах и обязанностях. При заполнении акта проверки ИП или юрлицо знает, что именно ему грозит за установленные проверяющими проступки.

Регламентация поведения сторон


БумагиПроведение ревизии любого рода сопряжено с корректностью поведения всех заинтересованных сторон. Во время контрольных мероприятий не исключены конфликты, поэтому нелишним будет ознакомиться с правами и обязанностями. Юридическое лицо или ИП, в отношении которого назначена проверка, обязано постоянно находиться в помещении, где исследуются документы и материалы.

Если проведение ревизионных мероприятий сопровождается требованием проверяющих оставить их наедине с материалами, это нарушение закона. Законом допускается право контролеров изъять документы для углубленной проверки в государственном органе, осуществляющим надзор. В таком случае проводится детальная опись изымаемых материалов и документов. Проверяемый обязан с ней ознакомиться.


Где бы ни проводилась проверка, юрлицо или ИП имеет полное право быть в курсе ее хода. Юристы со стажем напоминают, что бдительность на всех этапах – залог отсутствия проблем в будущем. При этом нужно разграничивать право на получение информации о ходе проверки и вмешательстве в работу государственных органов.

Проведение контрольного мероприятия ставит перед собой одну цель – ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью ИП или юрлица за конкретный период. Если проверка таковых не обнаружит, составляется акт соответствующего содержания. Иной порядок действий предусмотрен, если нарушения были обнаружены.

Законная защита интересов и прав

После любых проверок государственными органами формируется статистика, отражающая законопослушность компании. При любых нарушениях делается соответствующая отметка в акте проверки. Если проведение проверки или ее результаты вызвали у юрлица или ИП вопросы, то порядок действий здесь следующий:

  • в составляемом акте сделать соответствующую отметку;
  • если проверяющие запрещают сделать запись, ИП обращается в орган, которым и проводится контроль;
  • если речь идет об изъятии документов для углубленного изучения, закон предусматривает возможность получить ИП или юрлицу копию описи бумаг;
  • закон не допускает изъятие бумаг, не относящихся к сфере или возможному правонарушению, которое и послужило основой ревизии.

Юридическая практика говорит о том, что контрольные мероприятия проводятся разными по уровню квалификации людьми. Отдельные конфликтные ситуации возникают при непонимании или неверном истолковании норм законодательства.

Для того чтобы проведение контрольного мероприятия обошлось без скандала, рекомендуется на время визита ревизоров прибегнуть к помощи квалифицированного юриста.

Стоят его услуги немало, но специалист в области права во время проверок объективно оценит действия сторон. Если возникшая ситуация не разрешается в добровольном порядке, составляется соответствующая жалоба. Проведение проверки это не отменяет, но действия ревизоров подпадут под контроль вышестоящего начальства. Иной порядок действий предусмотрен, если проведение контрольного мероприятия связано с нарушением закона.

К нему относится требование материального или иного вознаграждения за составление положительного акта или угроза длительных проверок при отсутствии такового. В этом случае надлежит немедленно поставить в известность правоохранительные органы. Если изложенные в обращении данные подтвердятся, назначается проведение контрольного мероприятия в отношении лица, допустившего нарушение законодательства.

Последующее рассмотрение жалоб


Businessman Результаты ревизии, вне зависимости от ее итогов, вызывают споры. Решить их можно несколькими путями. Если проверка установила факты, с которыми ИП не согласен, он формулирует свою точку зрения. В установленные законом сроки все жалобы рассматриваются. В некоторых случаях проводится изучение дополнительных материалов, требуемых для подтверждения точки зрения, высказанной ИП в жалобе.

Итоговое решение проверяющий орган принимает в течение 1 месяца с даты поступления жалобы или выражения несогласия. Дополнительный контроль проводится, когда речь идет о финансовых нарушениях или внушительных штрафных санкциях. Юридическое лицо или ИП оспаривает начисленный штраф или сумму установленных нарушений вначале в органе, установившем факт нарушения. Для разрешения ситуации назначается дополнительная проверка, состоящая из других сотрудников. Продолжительность ее меньше, так как проводится контроль только небольшого объема документов. Если и эти результаты не удовлетворят ИП, он обращается в установленном порядке в суд.

По результатам рассмотрения жалобы, судебный орган оставляет за собой право вынести одно из следующих постановлений:


  • назначить проведение дополнительных контрольных мероприятий;
  • утвердить результаты проверочных мероприятий;
  • частично или полностью отменить результаты проверок;
  • отказать в удовлетворении жалобы;
  • отправить дело на повторное рассмотрение в орган, которым санкционировано проведение контроля.

Длительность судебного рассмотрения не определена в законе. Проводится заседание до тех пор, пока не будет установлена истина, основанная на рамках права. Оспорить результаты вынесенного решения у сторон права нет, поэтому перед тем, как обращаться в суд, следует попробовать найти решение в досудебном порядке. Если судебная проверка установит нарушение со стороны контролирующих органов, выносится решение о штрафе или выговоре.

В некоторых случаях после назначенных судом проверок возникает необходимость привлечь правоохранительные органы. В этом случае результаты передаются в соответствующее ведомство для углубленного изучения. Не нужно при этом опасаться, что проверка неизбежно приведет к уголовному наказанию. Правоохранительные органы могут вынести решение об отсутствии в действиях или бездействии ИП состава преступления.

Любая проверка осуществляется в рамках федерального или регионального законодательства. Проверяемое лицо всегда имеет право быть в курсе событий и выявленных нарушений. При несогласии с действиями проверяющих следует обратиться в суд или вышестоящую организацию, осуществляющую контроль.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *